Витринистика как искусство: интервью с экспертом WorldSkills Керри Микин

С 24 по 29 июля 3 участника: Анастасия Распопова (МИДиС), Анна Елизарова (Татарстан), Яна Сидорова (Самара) - посетили открытую тренировку с независимым экспертом чемпионата WorldSkills Абу-Даби, лектором по дизайну интерьера и визуальному мерчендайзингу Дублинской школы творчества (Dublin School of Creative Arts) Керри Микин. Керри Микин - эксперт чемпионата WorldSkills Абу-Даби, руководитель и основатель единственной в Европе бакалаврской программы Визуального мерчендайзинга. Она - специалист по работе с манекенами, за плечами 30 лет работы в профессии. Её студентка Клэр Бонэсс - победитель конкурса среди ирландских дизайнеров IDI Graduate Awards 2017 по специальности Визуальный мерчендайзинг.

- Керри, расскажите о выборе профессии, вашем профессиональном опыте.

- Когда мне было 14-15 лет, вместе со школой мы путешествовали по центру Дублина. Мы хотели увидеть Национальную художественную галерею. Но по пути мы проехали витрину с двумя манекенами, большой картиной (что-то похожее на Джексона Поллока). Композиция витрины поразила меня. И во время экскурсии в галерее я подумала, что та витрина – лучше с точки зрения искусства, чем то, что есть в галерее. И я решила стать оформителем витрин (window dresser). А для того, чтобы учиться, мне нужны были хорошие оценки по искусству. Я усердно изучала искусство. И 3 года спустя (верите или нет) я получила стажировку в ту самую сеть магазинов!

Первые несколько лет я только смотрела, что делают профессионалы, как они оформляют витрины. И тогда я сама уже могла работать с манекенами. После я получила работу в универмаге в Дублине. Это было замечательно! Это была не только работа с одеждой, но и со всем разнообразием продукции, которую вы можете увидеть в универмаге. Я поработала там несколько лет. И затем… когда я поехала в отпуск в Грецию, я встретила человека, который стал моим мужем, но он  был из Англии. И я переехала в Англию.  Я работала в универмаге в Англии, около здания Парламента. Я работала в Habitat в Лондоне, оформляя витрины с мебелью.  Когда у нас родился первый ребенок, мы решили вернуться в Ирландию. И я снова начала работать в Дублинском универмаге. Затем Habitat решил открыть магазин в Дублине, и я оформляла все витрины для этого магазина. Когда у меня родился третий ребенок, я решила, что хочу работать на себя. Поскольку я работала в Лондоне с мебелью, у меня было очень много заказов. Я оформляла витрины для новых мебельных салонов.

В то время был экономический бум, в Ирландии открылось очень много интерьерных магазинов, и я была их консультантом. Это был очень хороший бизнес для меня. И когда я работала по всей Ирландии, меня все спрашивали: «Где я могу научиться всему, что знаете вы?» Была 2-хгодичная программа с дипломом, но не было краткосрочных курсов. Я объединила короткие 6-недельные курсы и поехала в частный колледж в Дублине, где я вела курс для чиновников, которые разъезжали по маленьким городам. Я учила, но у меня не было степени. Я вернулась в колледж на полный день учебы, работая. Но там не было степени по Визуальному мерчендайзингу, и я получила степень по Дизайну интерьера и мебели. Затем колледж, где я преподавала краткосрочные курсы, попросил вести меня полную образовательную программу. Поработав там несколько лет, я решила, что мне нужно получить квалификацию преподавателя. Получив магистерскую степень, меня пригласили открыть программу Bachelor of Art in Visual Merchandising в государственном колледже.  Я преподавала там с 2010 года. Теперь я руководитель программы бакалавриата в Dublin Institute of Technology (получает статус университета).

Я решила получить степень доктора наук в Kingston University in London, тема моей исследовательской работы «Профессиональный анализ витрин как объектов искусства 1909-1959».  Моя работа затрагивает не только Англию и Великобританию, но и исследует международные аспекты. Это будет первое историческое описание витринистики.

- Расскажите о Вашем опыте работы экспертом на мировом чемпионате WorldSkills в Абу-Даби?
- Я хотела увидеть стандарты другой страны. Я хотела увидеть какие-то новшества, чему я могу научить студентов. Меня удивили достаточно низкие стандарты на мировом чемпионате. Я думаю, для студентов-участников чемпионат – достаточно стрессовая ситуация. Ты должен быть не только профессионалом своего дела, но и иметь личные качества, чтобы пережить этот стресс. Нужно готовить студентов научным способам преодоления стресса. Это был стресс и для меня, как для судьи: целый день работы, ты должен постоянно держать во внимании все критерии оценивания.
Это была отличная организация. Это как Олимпийские Игры, я была поражена размахом! Интересно понять, какие проблемы есть у профессионалов нашего дела со всего мира, а они одинаковые.

- Расскажите, как Вы считаете, поможет ли участие в WorldSkills построить успешную карьеру?

- Я думаю, что WorldSkills вторичен по отношению к образованию. Включение WorldSkills не обязательно в систему образовательных дисциплин. Вы должны планировать программы, давать лучшее образование, которое вы можете дать студентам. И потом спросить: «Вы хотите поехать на WorldSkills?» Но я не думаю, что это обязательно.

- Расскажите, как вы учите студентов в Дублине?
- Я не учу студентов побеждать на чемпионатах. 1-ый семестр мы учим основы: продукты, креативность, основные формы. Первые витрины, которые делают студенты, - Рождественские.  Они вдохновляются рождественскими книгами, строят свои витрины вокруг тематики рождественских новелл. Во втором семестре они работают с одеждой для дома, освещением витрины, в конце года их домашняя работа – это витрина с аксессуарами. Мы даем им лучшие проблемные задания. И они решают эти задачи. Они также изучают компьютерную графику, коммуникацию, историю дизайна, теорию визуального мерчендайзинга.

Второй год обучения фокусируется на моде, они создают витрины с шарфами, сумками, аксессуарами, начинают работать с манекенами. Они отправляются на рабочее место на 2 недели в универмаги Дублина, где они работают над витринами. И они путешествуют по Лондону.Второй год очень насыщенный. Во втором семестре студенты делают 3 проекта: предмет искусства, созданный природой, большой выставочный проект,   они включают манекенов в объекты искусства. В конце года они делают витрины, вдохновляясь женщинами-иконами стиля.

Большая часть учебы на третьем курсе – это работа в индустрии (2 дня в неделю). Они создают модуль для розничных товаров, используя Cad и SketchUp.  Также они делают модуль «Моды и бренды», смотрят бренды высокой моды, используют программы, а не выполняют витрину в реальности. У них также есть бизнес-модули. Во втором семестре, в финале, они работают над большим проектом – это может быть витрина магазина на известной улице Дублина Henry Street, в этом году они работают 6 недель, т.к. бизнесменов поразили студенческие витрины.  Они делают витрины для IKEA, Marks&Spenser и другие бренды. Затем они берут этот концепт, и они должны посмотреть, как он работает на целевую аудиторию. И они представляют их на большой выставке в колледже в июне. Они могут быть очень креативными.

В 2017 г. мы были награждены Centre of Excellence Британской Ассоциацией витрин (British Display Association).

- Опишите вашу программу работы со студентами в МИДиС.
- Студенты готовятся к EuroSkills и WorldSkills, но мы ощущаем, насколько строгие требования (к цветам, например). Поэтому я показала студентам, как готовиться к заданиям чемпионата. Мы проанализировали их предыдущие витрины, они переделают их, они увидят, как их можно было сделать лучше. Это будет крутая практика для них! Важно получать удовольствие во время учебы.

- Оцените подготовку участников, их взгляд?
- Я поражена чистотой студии. Я сфотографировала это, чтобы показать своим студентам.И студенты очень хорошо подготовлены. Мне кажется, витрины маловаты. Для индустрии они должны быть больше.

- Какой совет вы можете дать студентам, где искать вдохновение?
- Вдохновение для дизайн-концепта может прийти откуда угодно.Я говорю студентам, не надо смотреть лишь на витрины. Вы пошли в театр и вы можете увидеть крутую вещь для витрины. Вы идете в художественную галерею,  и даже смотря ТВ.  Я помню, когда я смотрела открытие Олимпийских Игр в Лондоне, я увидела одетых людей, и я подумала: «Вау! Какая потрясающая витрина!» Просто откройте свое сознание для вдохновения. Оно повсюду! История или Pinterest  могут вас вдохновить. Главное – записывать ваши идеи!

- Расскажите о вашей любимой витрине.
- Одни из лучших витрин – в магазине Anthropology (США), они очень креативны, фантастически креативные при маленьких бюджетах. Еще один магазин, в котором потрясающие витрины – Barneys, Bergdorf Goodman (Нью-Йорк). В Лондоне Harrats, Harvey Nichols, Selfrieges. Мое любимое время в карьере – это когда я занималась витринами для магазинов мебели и люди приходили, чтобы купить диван и покупали всю комнату! Сейчас моя страсть – это преподавание!