Почему не нужно бояться ошибиться в выборе специальности

Абитуриенты и их родители часто сталкиваются со множеством страхов. Кем быть? В какой институт поступать? Какие профессии будут востребованы в будущем? В лучшем случае, эти страхи просто добавляют стресса и в без того непростой период жизни, в худшем — могут привести к принятию неверного решения. Как избавиться от сомнений, и что важно знать будущему студенту о современном образовании, рассказал первый проректор Международного Института Дизайна и Сервиса (бывший РБИУ) Максим Валерьевич Усынин.  

- Максим Валерьевич, мы видим, что, несмотря на огромный выбор вузов и специальностей, абитуриенты зачастую не готовы ответить на вопрос: кем я хочу стать. Как принять правильное решение в этой ситуации и избавиться от страхов?

- Нужно понимать, что подобные страхи идут из советского прошлого, когда профессиональная деятельность человека рассматривалась как череда последовательных действий: школа - вуз - начальная позиция на предприятии - мастер производства. Дальше, если повезет, пойдешь по партийной линии. Тогда все было предопределено. Сегодня  все изменилось: мы переживаем, с одной стороны, очень неоднозначный, но с другой стороны - очень интересный период, когда все сферы деятельности быстро меняются.

Поэтому важно за 4 года обучения не просто диплом по профессии получить, а приобрести широкие компетенции и навыки, чтобы иметь больше возможностей.

Всегда можно пройти переподготовку, получить второе высшее образование. И это правильно – добирать те знания, в которых ты на практике почувствовал потребность.

Да и профессии, которые были популярны не так давно, становятся неактуальны, но зато появляются новые, о существовании которых мы раньше и не слышали.

- И как же предугадать, что будет через 5 лет?

- Не нужно ничего предугадывать — нужно заниматься тем делом, к которому  испытываешь страсть. Абитуриенты и  родители очень часто задают вопрос: а какую профессию выбрать? Что будет популярно? У меня есть на это универсальный ответ:  нет профессий популярных или непопулярных. Есть свой путь и не свой. И еще: чтобы быть востребованным специалистом, к любимой профессии нужно всегда добавлять слово  «digital». Цифровой врач, цифровой чиновник, цифровой военный, цифровой дизайнер — именно на этом стыке сегодня происходят наиболее интересные и стремительные карьеры выпускников.


- То есть совсем скоро знакомые всем профессии перейдут в цифровое поле?

- Они уже перешли туда. Например, дизайн одежды сегодня имеет такие возможности, которые до недавнего времени были фантастикой. Представьте только: квадрокоптер «оцифровывает» человека и создает индивидуальную модель, дизайнер подбирает необходимый материал из мировой базы, после чего проект размещается на цифровой фабрике, которая изготовит одежду по вашему личному заказу. Все это уже стало реальным, а в будущем будет активно развиваться.

 

- Да, но всем известно, что наше образование первые несколько лет — это теория. А не пропадет ли интерес к профессии, пока дело дойдет до практики?

- Далеко не во всех вузах дела обстоят так, как вы представляете. Мы рассматриваем учебный процесс не как набор дисциплин, а как набор возможностей, где студент, исходя из своих личных предпочтений, сам выстраивает собственную индивидуальную образовательную траекторию.  Приведу конкретный пример. Студент поступает на профессию «Графический дизайнер». К нему сразу прикрепляются два наставника: один — из числа старших студентов, второй — из числа преподавателей. Вместе они обсуждают набор необходимых сущностей и компетенций, которые студент хочет «прокачать».

 У нас в институте студенты каждый семестр выбирают элективные курсы и могут дополнительно изучить то, что им интересно: мультимедиа, бизнес-планирование, бухгалтерский учет. Кроме этого, все студенты проходят курс по управленческой подготовке. В итоге, мы получаем дизайнера, владеющего широким спектром компетенций.

- А если студент-дизайнер внезапно понял, что хочет освоить вообще что-то новое? Например, программирование?

- Для этого существует WorldSkills*, площадка, на которой до тонкостей можно отточить ремесло цифровой эпохи. Именно здесь можно освоить предпринимательство, digital маркетинг, 3D моделирование компьютерных игр и все другие компетенции. В этом году мы открываем совместно с компанией Redmadrobot новую специализацию: «Разработка дизайна мобильных приложений».

Каждый студент создает собственную матрицу предпочтений и, исходя из них, уже после первого курса выбирает место практики. Именно практика —  ключевой элемент в учебном процессе нашего вуза.

*WorldSkills — международное движение, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. В 2017 году Международный Институт Дизайна и Сервиса получил статус специализированного центра подготовки Национальной сборной к международным соревнованиям по WorldSkills по компетенциям: «Визуальный мерчендайзинг», «Администрирование отеля», «Ресторанный сервис». Студенты МИДиС – призеры европейских и международных чемпионатов по профессиональному мастерству. 


Участие в чемпионате - возможность получить оценку своих навыков и высокую квалификацию, востребованную на современном рынке труда.  

Но все студенты нашего института и колледжа сдают демоэкзамены по стандартам  WorldSkills, это дает им возможность получить электронный SkillsPassport  (паспорт компетенций), который воспринимается работодателями намного серьезней, чем диплом РФ. Если обычный экзамен оценивается по пятибальной системе, то экзамен по стандартам WorldSkills — это стобальная шкала и 200 критериев, по которым профессионалы оценивают практическую работу.

Данные по каждому участнику экзамена WorldSkills вводятся в специальную базу, на их основании и выдается Skills Passport. Мы работаем в этой системе третий год и видим, что работодатель всегда выбирает себе лучших специалистов в соответствии с теми компетенциями, которые ему нужны.

 

- И какими компетенциями  должен обладать современный специалист?

- Ремеслом, умением управлять проектом, цифровой грамотностью, иностранным  языком, психологией личности и способностью работать в команде. Это не достигается тренингами — все это можно освоить только в деятельности. Поэтому ключевая задача вуза — организовать такую среду, где студент сможет создавать продукт.

Выстроить такую цепочку проектов, в которых студент сможет  развиваться, иногда ошибаться, но идти двигаться вперед. Кстати, умение и готовность ошибаться — это тоже очень важная компетенция. В этой ситуации меняется и роль преподавателя: он не просто транслирует знания, а помогает студенту решить его задачи.

 

- Могут ли студенты применять полученные знания в работе уже после первого курса?

- Конечно, в этом и заключается наша цель: сразу погрузить студента в практическую деятельность. Если выпускник вуза не будет профи, кому он будет нужен? Практика после первого курса решает сразу несколько важных задач. Во-первых, студент уже четко осознает, его ли эта профессия. Во-вторых, именно с после практики  он понимает, каких знаний ему не хватает, может на проектной неделе записаться в проект, где с наставниками приобретет необходимый опыт. В результате, дипломная работа на 4 курсе - создание реального бизнес-проекта.   

- Как все это происходит в реальности?

- Наглядный пример: по направлениям «Гостиничное дело» и «Туризм» наши бизнес-партнеры по организации практики – международные сети   Hyatt, Kempinski и Radisson. Задача института – на 1 курсе подготовить студента так, чтобы на летней практике он работал на одной из линейных позиций  в одном из этих отелей и попал в систему внутрикорпоративного карьерного лифта. На 2 курсе он работает на другой позиции.

Таким образом, с 1 курса он изучает бизнес изнутри и приобретает профессиональные навыки. Ежегодно порядка 100 студентов попадают стажируются в пятизвездочных отелях. Не получив определенных навыков, они просто не прошли бы отбор на эту практику, который проводят генеральные менеджеры этих отелей.

- Можно сказать, что на каждом этапе, каждый год ваши студенты получают навыки, которые готовы отрабатывать?

- Именно так. Они изучают свою профессиональную сферу со всех сторон. Таким образом,  и возможности после окончания института у них шире: ресторанный бизнес, отельный (а сколько позиций внутри этих систем!) Например, практика с сетью Hyatt Hotels выстроена по такой схеме: студенты уезжают туда на три месяца, и каждый месяц работают на  разных позициях.

Что касается приобретения навыков в течение учебного года: помимо практики у нас проходят каждый год 2 проектные недели, когда студенты работают над проектом – от идеи до разработки и защиты. Часто в проекте участвуют студенты разных нправлений Например, экономисты объединяются с рестораторами и создают свой ресторан  с нуля. При таком подходе, каждый, вне зависимости от специальности, знает «кухню» этого бизнеса изнутри.

- Какие совет вы дадите родителям и абитуриентам, которые сейчас выбирают вуз?

- Я уверен, что главное – выбрать место, которое позволит ребенку выстроить свою образовательную траекторию. Только когда ты идешь своим путем, можно достичь успеха. Наверняка, и другие наши коллеги разделяют такой подход. Поэтому главный совет: при поступлении интересуйтесь: Как будет выстраиваться моя индивидуальная траектория? Какие дополнительные навыки и как я смогу приобрести? Кто будет моим наставником? Не нужно бояться  связываться со студентами и выпускниками в соцсетях и задавать вопросы. Сейчас и абитуриенты, и их родители более продвинуты в этом плане и понимают, что нужно изучать процесс изнутри, а не смотреть на внешнюю картинку. Мир меняется стремительно, и мы должны быть к этому готовы.

Невозможно в 17 лет на сто процентов знать, чего ты хочешь в жизни. Но можно точно знать, чего ты хочешь на ближайшие полгода или год — и это уже хорошо.  Главное — делать! Только когда постоянно движешься, понимаешь, что для тебя по-настоящему важно.

 

Международный Институт Дизайна и Сервиса,

адрес: ул. Ворошилова, 12;

телефон: 8 (351) 216 10 10; 8 800 100 10 74

admission@rbiu.ru